ЦЕНА

 

 

ЦЕНА - денежная оценка, посредством которой товары, услуги, капиталы, рабочая сила, любое явление, которое может стать точкой пересечения спроса и предложения, втягивается во всеобщность через рынок. Ц. - количественное соизмерение как реальных, так и потенциальных результатов соединения потребностей и творческих потенций субъектов рынка. Ц. - количественная форма, масштаб признания обществом, рынком товара, результатов индивидуального труда, комбинирования труда многих людей. Возможность получения товара экономическим путем открывается лишь субъекту, деятельность которого позитивно оценена на рынке, т. е. когда результаты его деятельности получили соответствующее вознаграждение в форме денег.
Система Ц. устанавливается в обществе принятыми в соответствующей культуре представлениями о Ц., рынке, труде. Она составляет элемент процесса воспроизводства общества, всех общественных отношений. В традиционной цивилизации Ц. устанавливается "по справедливости", т. е. в соответствии с обычаями, исторически сложившимися представлениями о "естественной" Ц., что скрывает за собой стремление воспроизводить сложившийся порядок в неизменном состоянии, включая сохранение уровня издержек, определенного дохода, обеспечивающего исторически сложившийся жизненный уровень, неизменные, освященные обычаем отношения с государством, между сословиями и т. д. Ц. здесь фактически явилась лишь одним из элементов вектора конструктивной напряженности, нацеленным на сохранение сложившейся идеальной гармонии неизменного мира с некоторыми возможными поправками, объясняемыми необходимостью восстановить по каким-то причинам нарушенный порядок. В либеральной цивилизации Ц. устанавливаются в динамичных условиях, постоянно изменяющих соотношение спроса и предложения, в процессе принятия и отторжения рынком возрастающего разнообразия товаров и услуг. Динамизм рынка включает динамизм Ц., представляющей аспект вектора конструктивной напряженности, направленного на постоянное развитие как рынка, так и всех субъектов рынка: продавцов и покупателей, потребителей и производителей. Ц. должна быть оценкой способности субъекта эффективно включаться во всеобщую рыночную связь, а не лишь того или иного отдельно взятого технологического, организационного аспекта хозяйственной деятельности, например, умения сделать ту или иную вещь, затратить на что определенные усилия, ресурсы и т. д. Ц. должна включать возможность получения дополнительного дохода за новые творческие решения, за идею, например, за выпуск новых позитивно оцениваемых товаров, умение развить в потребителе новую потребность и т. д., и наоборот - Ц. падает до уровня самоокупаемости и ниже при неспособности занять позицию на рынке. Ц. в конечном итоге интегральная социальная оценка эффективности посредничества, нового сочетания видов труда и т. д., оценка воспроизводственной деятельности, уровня творчества и рефлексии, не сводимая к издержкам.

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 30.03.2008

 

 


ФЕТИШИЗАЦИЯ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ
ФЕТИШИЗМ
ФЕТИШИЗМ КРАЙНОСТЕЙ
ФЕТИШИЗМ ЭЛИТАРНОСТИ
ХАМСТВО
ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
ХОЗРАСЧЕТ
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Ц

ЦЕНА

ЦЕНЗУРА
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ЦИКЛЫ ИСТОРИИ
ЦК
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
ЧЕРНОСОТЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
ШАБАШ


Ц назад содержание далее ЦЕНЗУРА
Сайт управляется системой uCoz